Управление поведением
человека – одна из первоочередных задач государства. Правда, нужно понимать,
что государство создают его граждане с целью согласования своих же интересов,
но государственная или политическая власть обретает свои собственные интересы и
ее первоочередной задачей становится управление теми, кто ее избрал и содержит
с целью тривиального самосохранения.
Если люди начинают
проявлять недовольство текущей политикой, которая проистекает из
узкокорпоративных интересов властной верхушки и их доверенных лиц, то во избежание
насилия над народом, противостоять этому можно только пропагандой, инструментом
которой выступают СМИ.
Ноам Хомский - профессор
языкознания в Массачусетском технологическом институте лингвист, философ, общественный
деятель, автор книг и политический аналитик составил список "10 способов
манипулирования" с помощью средств массовой информации.
Способ №1
Отвлечение внимания
Основным элементом
управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений,
принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством
постоянного насыщения информационного пространства малозначительными
сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не
дать гражданам возможности получать важные знания в области современных
философских течений, передовой науки, экономики, психологии, нейробиологии и
кибернетики.
Взамен этому
информационное пространство наполняется
вестями спорта, шоу-бизнеса, мистики и прочих информационных составляющий,
основанных на реликтовых человеческих инстинктах от эротики до жесткой порнографии
и от бытовых мыльных сюжетов до сомнительных способов легкой и быстрой наживы.
"… постоянно
отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на
темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно
были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в
загон, как и все прочие животные.» ( Н. Хомский цитата из книги "Тихое
оружие для спокойных войн").
Способ №2
Создавать проблемы, а затем
предлагать способы их решения
Данный метод также
называется "проблема-реакция-решение". Создается проблема, некая
"ситуация", рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию
среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые
необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в
городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали
принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей
гражданские свободы.
Или вызвать некий
экономический, террористический или техногенный кризис, чтобы заставить людей в
своем сознании принять меры по ликвидации его последствий, пусть и в нарушение
их социальных прав, как «необходимое зло». Но нужно понимать, что кризисы сами
не рождаются.
Способ №3
Способ постепенного
применения
Чтобы добиться принятия
какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем,
год за годом. Именно таким образом были глобально навязаны принципиально новые
социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого
века.
Сведение к минимуму
функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая
безработица, заработная плата, которая
уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то
наверняка привело бы к революции.
Способ №4
Отсрочка исполнения
Другой способ продавить
непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве "болезненного
и необходимого" и добиться в данный момент согласия граждан на его
осуществление в будущем.
Гораздо проще
согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.
Во-первых, потому что
это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда
склонен лелеять наивные надежды на то, что "завтра все изменится к
лучшему" и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это
предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах
и смиренно принять их, когда наступит время.
Способ №5
Обращаться к народу как
к малым детям
В большинстве
пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие
доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного
возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то
пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать
инфантильные речевые обороты. Почему?
Если кто-то обращается к
человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ
или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет
отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или
менее лет.
Заранее наивные
рассуждения и прописные истин ы заложенные в политических речах рассчитаны на
восприятие широкой аудитории, к которой уже применяются выше и нижеописанные
методы манипулирования ее сознанием.
Способ №6
Делать упор на эмоции в
гораздо большей степени, чем на размышления
Воздействие на эмоции
представляет из себя классический прием нейролингвистического программирования, направленный на то,
чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и
вообще к способности критического
осмысления происходящего.
С другой стороны, использование эмоционального
фактора позволяет открыть дверь
в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи,
опасения, принуждения или
устойчивые модели поведения. Заклинания о том как жесток терроризм, как
несправедлива власть, как страдают
голодные и униженные оставляют «за кадром» истинные причины происходящего.
Эмоции – враг логики.
Способ №7
Держать людей в
невежестве, культивируя посредственность
Добиваться того, чтобы
люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы
ими управлять и подчинять
своей воле. Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более
скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от
высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.
К этому относится и
пропаганда так называемого «современного искусства», представляющего собой
кичливость посредственностей,
претендующих на известность, но не способных отразить реальность через те произведения искусства, которые не
требуют подробного объяснения и агитации за их «гениальность». Те же, кто не
признает новодел – объявляются
отсталыми и тупыми и их мнение широкой огласке не подлежит.
Способ №8
Побуждать граждан
восторгаться посредственностью
Внедрять в население
мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным. Этот способ
неразрывен с предыдущим, так как все
посредственное в современном мире появляется в огромных количествах в любых социальных сферах – от
религии и науки до искусства и политики.
Скандалы, желтые страницы, колдовство
и магия, сомнительный юмор
и популистические акции – все хорошо для достижения одной цели – не допустить, чтобы люди имели
возможность расширить свое сознание до бескрайних просторов реального мира.
Способ №9
Усиливать чувство
собственной вины
Заставить человека
уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые
происходят ввиду недостатка его
умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате,
вместо того, чтобы восстать против
экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во
всем самого себя, что вызывает
подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию.
А без
действия ни о какой революции и речи
быть не может! И политики, и ученые (особенно психотерапевты) и религиозные
деятели применяют достаточно
эффективные доктрины для достижения эффекта самобичевания пациентов и паствы,
чтобы управлять их
жизнеутверждающими интересами, направляя действия в нужное русло.
Способ №10
Знать о людях больше,
чем они сами о себе знают
В течение последних 50
лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между
знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются
господствующие классы.
Благодаря биологии,
нейробиологии и прикладной психологии, "система" получила в свое
распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и
психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе
знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью
и в большей степени управляет людьми, чем они сами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий